«Обучение шахматам» — это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика.
Как известно, в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данная программа обучения шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков.
Стержневым моментом уроков становится деятельность самих школьников, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию:
— восприятия;
— мышления;
— памяти;
— самоконтроля;
— силы воли;
— внимания;
— уверенности;
— воображения;
— ответственности.
— настойчивости;
— планирования времени!
Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.
В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы в начальной школе являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Неумение ребенка адаптироваться в современном обществе.
Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство.
Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальная изоляция.
Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия.
Государство закладывает деньги, разрабатываются программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, но социальная работа заключается в предоставлении «удочки» а не «рыбы», и этой «удочкой» могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего «я», эмоционально обогащают, насыщают стиль поведения в обществе, прививают навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.
А самое главное, что дают шахматы, — это творческий процесс, который заставляет детей расти и развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от алкоголя, наркотиков, преступлений. Вкусивший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдет курить, пить, ему это будет уже не нужно!