Психология шахматной борьбы
Субъективность шахматной игры определяется её психологическим содержанием. За шахматной доской встречаются две личности, обладающие своими неповторимыми психологическими особенностями восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, характера и т.д. Все эти составляющие человеческой психики выполняют свою функцию в принятии шахматистом решения за доской. От уровня психического состояния во многом зависит итог игры. Безусловно, для успешной игры необходимо учитывать не только субъективную, психологическую, но и её объективную сторону. Она выражается в следующих объективных факторах, а именно: правила игры, расположение фигур на доске, уровень игры соперника. Единство указанных сторон создает целостный процесс, в котором раскрывается весь драматизм противостояния двух начал.
В даоской традиции столкновение двух начал выражено в понятиях инь и ян. Они символизируют противоречивость мира, где источником движения и развития является борьба. Ян – это положительное, светлое, активное начало, инь – это отрицательное, темное, пассивное начало. При этом под положительным и отрицательным не следует понимать «хорошее» и «плохое», скорее они напоминают положительный и отрицательный заряды из физики, которые взаимно притягиваются. Инь и ян, дополняя друг друга, создают целое. Они не могут обойтись друг без друга. Обмениваясь зарядами инь и ян создают движение, где инь переходит в ян, а ян переходит в инь. Такое становится возможным благодаря тому, что в инь скрыто ян, а в ян скрыто инь. Созревая, актуализируясь каждый из них начинает переходить в свою противоположность. В подобном процессе покой имеет относительный характер. Состояние двуединства инь и ян называется Великим Пределом. Осознание этой противоречивости позволяет не просто взглянуть на неё со стороны, но начать ею управлять.
В западной интеллектуальной традиции единство и борьба противоположностей именуется диалектикой. Классическая западная и восточная традиции перекликаются в том, что через эту борьбу происходит не просто движение, но развитие, качественное изменение целостности. Это, в частности, выражено в одном из диалектических законов перехода количества в качество. Если сущность борьбы состоит в противодействии взаимоисключающих друг друга начал, то результатом столкновений будет накопление опыта, так необходимого для дальнейших побед.
Психология шахмат
В психологическом противостоянии, которое имеет место в явном или скрытом виде в любой партии, на передний план выдвигаются такие моменты, как: уверенность в себе и своих силах, заряженность на борьбу, устойчивость к психологическому воздействию соперника, способность выдерживать высокое эмоциональное напряжение. В психологическом плане задачей как шахматного любителя, так и профессионала является подойти к партии в своих оптимальных кондициях, быть, что называется, на пике своей формы.
Игра шахматиста зависит во многом от его настроенности на партию. Его можно сравнить с тонко настроенным музыкальным инструментом, который способен точно исполнить мелодию, только в том случае, если он исправен. Так и шахматист, испытывая психологический комфорт, может разыграть партию как по нотам. Вероятность ошибки резко возрастает, если отсутствует душевное равновесие. Поскольку в шахматной борьбе для выведения соперника из равновесия хороши все приемы, не запрещенные правилами, то часто встречается, особенно среди любителей, прямое психологическое воздействие. Оно выражается, например, в выразительной мимике, издавании различных звуков, хождении за спиной, в «стеклянном» взгляде на соперника. Целью всех этих приемов является посеять неуверенность, сомнение в собственных силах, внушить состояние жертвы. Одним из самых лучших методов противодействия этому является отсутствие реагирования на подобные манипуляции. Тем самым, переводя борьбу с психологической в чисто шахматную плоскость.
Во время игры, когда начинает возрастать эмоциональное напряжение, важным является присутствие тренера. Оно само по себе способно благоприятно воздействовать на состояние подопечного, не говоря уже о непосредственном влиянии тренера на ученика через эффективную словесную установку перед партией.
В целом роль тренера в становлении юного шахматиста сложно переоценить. Именно тренер, на этапе освоения основ шахматной игры шахматистом-любителем, закладывает фундамент не только психологической устойчивости во время игры, но и её понимания. В такой ответственный момент наиболее оптимальным выглядит работа шахматиста-любителя с тренером, который имеет уровень кандидата или мастера спорта по шахматам. Это связано, во-первых, с тем, что уровень компетенции такого тренера позволяет не просто заложить основы понимания шахматной игры, но и максимально близко подвести ученика к профессиональному уровню. Во-вторых, такой тренер способен наиболее доступно объяснить ключевые моменты шахматной борьбы. Когда ученик начинает «перерастать» своего тренера по уровню квалификации, то эстафету обучения перенимает тренер гроссмейстерского уровня, который готов разъяснить нюансы шахматной игры. До выхода на такой уровень шахматисту-любителю даже может быть вредно сразу работать с гроссмейстером. Поскольку их разделяет целая пропасть в классе игры. Отсюда вытекает высокая вероятность непонимания друг друга, — как следствие этого, — низкий результат совместной деятельности. Поэтому, для шахматистов-любителей продуктивнее начать изучение шахмат с тренером, который их может лучше всего понять.